Об инструкциях по охране труда

Поделюсь своими мыслями по разработке и введению в действие инструкций по охране труда в организации. Во первых, вся эта работа должна быть организована в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (приложение к Постановлению Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80), далее — Рекомендации.

Согласно этих Рекомендаций, в организации, кроме самих инструкций должен быть «Журнал учета инструкций по охране труда для работников», а также «Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников». В первом журнале фиксируются все действующие инструкции в организации, во втором — кому, когда и сколько экземпляров выдано. Здесь стоит отметить, что нет необходимости выдавать инструкции каждому работнику, как правило, необходимый комплект инструкций выдают непосредственному руководителю структурного подразделения, который приказом назначен ответственным за проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте (пример приказа можно скачать здесь).

Начать же разработку инструкций имеет смысл с составления перечня инструкций по охране труда, т.к. есть инструкции, с требованиями которых желательно ознакомить если не всех, то многих. И чтобы не перегружать множество инструкций одинаковым текстом мы можем ссылаться в них друг на друга. А для этого они уже должны иметь свое обозначение. К обозначению особых требований нет. Мои обозначения имеют имеют следующий вид: И 01-2012, где И — инструкция, 01 — порядковый номер, 2012 — год введения инструкции в действие.

Примерная форма титульного листа инструкции по охране труда также приведена в Рекомендациях. Мои инструкции начинаются с листа такого вида:

Титульный лист инструкции по охране труда (пример)

Пример титульного листа для инструкции по охране труда можно скачать здесь. Возможно, у кого-то возникнут вопросы по верхнему левому углу. Объясняю, многие документы по охране труда необходимо согласовывать с профсоюзным либо иным уполномоченным работниками органом. Так как профкомом большинство организаций не обременены, имеет смысл избрать уполномоченного по охране труда. Требование к нему одно — он не должен быть из числа работников, которые несут ответственность за состояние охраны труда в организации. Подробнее об уполномоченном по охране труда читайте здесь.

И наконец, о тексте самой инструкции по охране труда. Во первых, она должна иметь 5 обязательных разделов:

1. Общие требования охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
3. Требования охраны труда во время работы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5. Требования охраны труда по окончании работы.

Раньше вместо «требований охраны труда» были «требования безопасности» и государственная инспекция по труду, при проверках, очень любит обращать на этот принципиальный факт свое внимание. Еще для них очень важно, чтобы в первом разделе были указаны вредные факторы, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, которые выдаются работнику. Но так как не всегда работнику выдаются СИЗ, которые ему положены — этот перечень заменяют лаконичной ни к чему не обязывающей фразой: «работник обеспечивается спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Нормами, утвержденными директором Общества». Хотя, наличие или отсутствие этой формулировки в инструкции на ее правильность никак не влияет. Я оставляю эту фразу в тексте лишь для того, чтобы потом, при случае, все-таки указать необходимые СИЗ.

Ввести инструкции в действие желательно приказом. Примерную форму приказа о введении в действие инструкций по охране труда можно посмотреть здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.