Выдача СИЗ в организации должна быть организована в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Пожалуй, самое сложное в этом деле, разобраться с тем, что мы должны выдавать работникам. Данную информацию мы должны черпать из типовых отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, соответственно, исходя из отрасли, к которой относимся. Например, если у нас магазин, то мы обращаемся к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торговли. И так далее, по аналогии.
Если возникают проблемы с отраслевой принадлежностью организации, можно обратиться к Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Последние, как мы видим из названия, распространяются на все отрасли.
После того, как мы нашли нужную нам информацию в Типовых нормах, мы должны разработать Нормы выдачи СИЗ для нашей организации. Требование тут одно: выдавать работнику больше, чем предусмотрено Типовыми нормами — можно, меньше — будет являться нарушением. Пример оформления таких Норм для стоматологического кабинета смотрите ниже.
НОРМЫ
бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам ООО «Стоматологический кабинет»
№ п/п |
Профессия или должность |
Наименование средств индивидуальной защиты |
Норма выдачи на год (количество единиц или комплектов) |
Пункт Типовых отраслевых норм* |
1. |
Врач, средний и младшиймедицинский персонал | халат х/б или костюм х/б |
4 |
1 |
колпак или косынка хлопчатобумажные |
4 |
1 |
||
фартук непромокаемый |
дежурный |
3 |
||
перчатки резиновые |
до износа |
3 |
||
респиратор |
до износа |
не предусмотрено |
||
при работе кварцевых ламп дополнительно: |
||||
очки защитные |
до износа |
1 |
||
на мойке медицинского инвентаря дополнительно: |
||||
перчатки резиновые |
до износа |
24 |
||
2. |
Врач, средний и младшиймедицинский персонал,работающие в рентгеновскихкабинетах | халат х/б или костюм х/б |
до износа |
не предусмотрено |
фартук из просвинцованной резины |
дежурный |
14 |
||
перчатки х/б |
дежурные |
14 |
||
при проявлении рентгеновских пленок дополнительно: |
||||
фартук непромокаемый |
дежурный |
14 |
||
перчатки резиновые |
до износа |
14 |
||
3. |
Медицинский статистик | халат х/б или костюм х/б |
до износа |
не предусмотрено |
4. |
Медицинский регистратор | халат х/б или костюм х/б |
до износа |
не предусмотрено |
5. |
Заведующий складом | халат х/б или костюм х/б |
до износа |
не предусмотрено |
6. |
Сестра-хозяйка | халат х/б или костюм х/б |
4 |
1 |
7. |
Кастелянша | халат х/б или костюм х/б |
4 |
1 |
* Настоящие Нормы разработаны в соответствии со следующими типовыми нормами:
– п.п. 1, 2, 8, 11, 18: Отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви (утв. Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 N 65)
– п.п. 1, 2, 8, 11, 18: Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 г. № 68);
– п.п. 9, 12, 14-17, 19-23: Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.10.2008 г. N 541н).
Разумеется данный документ утверждается руководителем организации и согласуется с уполномоченным работниками органом.
Далее можно составить приказ об утверждении Норм и порядке бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. И обязательно проследить за тем, чтобы на каждого работника была заведена личная карточка учета выдачи СИЗ.
Не забываем о том, что при проверках, трудовая инспекция почти наверняка запросит Сертификаты соответствия на спецодежду и прочие СИЗ. Поэтому, в обязательном порядке, требуйте их у поставщика перед покупкой СИЗ.
С 28 мая 2015 года сквозные — 997н
Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.